В прошлой игре Волшебник Изумрудного города с помощью волшебных кулонов открыл для наших участниц Портал, чтобы они смогли вернуться в свой реальный мир из мира сказок. Когда рассеялась дымка от перехода через Портал наши участницы увидели знакомые очертания домов, улиц и разных других мелочей из своего мира. Но были и отличия... Они конечно же возможны, ведь наши путешественницы не были в этих местах уже 2 года и за это время могло что-то измениться. НО внутренний голос всё всегда подвергает сомнениям, требуя доказательств. Давайте разбираться... Первым делом надо убедиться, что наши участницы все-таки вернулись в свой реальный мир и им попадает на глаза кем-то забытая на лавочке свежая газета, которая очень поможет в этом вопросе. Открыв газету, путешественницы убеждаются, что они все-таки вернулись в свой мир, НО обратив внимание на дату... поняли, что Волшебник ошибся со временем и они оказались в другом году. Что же теперь делать и как теперь вернуться в своё время? Оторвав наконец-то взгляд от газеты и подняв глаза, наши участницы увидели перед собой здание Библиотеки, которая во все времена была кладезем информации. Из той же газеты они узнают, что в этой самой Библиотеке именно сейчас проходит выставка уникальных и загадочных артефактов, на которую вход бесплатный. Так как вариантов на данный момент у участниц больше не было, все дружной компанией решили сходить на выставку. Так как компания оказалась довольно внушительной, экскурсию решил провести сам Хранитель этих самых артефактов. Экспонаты и рассказы Хранителя о них были очень интересны, но наших путешественниц очень заинтересовало одно устройство - машина времени. А ведь это шанс! Хранитель рассказал, что ему ничего неизвестно о том, как она работает и работает ли вообще, но участницы готовы на все, даже на такие эксперименты. Итак, за дело!
Это основная тема игры, где будут выкладываться задания от персонажей и где команды будут выкладывать свои результаты по заданиям, если по заданию не предусмотрено, что он должен был отправлен в личку ведущему.
И в малых городах тоже... у нас в команде трое живут без театра под боком. И даже москвичкам, чтобы сделать фото театра, надо брать выходной на пол дня и переть через половину города. Так что мы пас на это задание.
и почему-то совсем проигнорился такой момент нынешней обстановки, что, например, меня могут буквально задержать военные за фотографирование городских объектов во время военного положения. К тому же, предположу, я не одна в такой ситуации
Сообщение отредактировал Яrinka - Понедельник, 13.03.2023, 12:26
Слово «гейша» можно перевести как «человек искусства». Тщательно обученные и красиво одетые мастерицы поют, танцуют, играют на различных инструментах, поддерживают разговор, развлекая клиентов. Сейчас в Японии их осталось совсем немного. Одна из них Минэко Ивасаки повстречалась на пути команд.
Задание: Участницам команды надо рассказать о виде искусства или о народном промысле, который стал очень редким (вообще исчез) в их городе или регионе. Команде достаточно рассказать об одном виде. За это команда получит Изобутилен и Диметиловый эфир Пример:
Тульская городская игрушка. На территории Тульского края известно много промыслов, ремесел и производств, необходимых для жизнедеятельности человека. Среди них — гончарный, который был развит в XVIII-XIX веках на окраине Тулы, в слободе, которая так и называлась — Большие гончары. Гончарный промысел, это не только горшки и прочая посуда, это ещё и игрушки. Тут мастера, вернее мастерицы из Больших гончаров, отличились от всех: они стали воплощать в своих игрушках не природу, не обереговые символы, не свистульки — главной темой стали образы зажиточных современных им горожан. Сюжеты игрушек отображают элегантный мир высоких слоёв общества. Собственно «игрушки» — не совсем точное определение, служили они больше для украшения интерьера, чем для игр, ведь модный в то время саксонский и другой фарфор, не каждый мог себе позволить. Главная особенность, по которой сразу можно отличить тульскую игрушку — вытянутость, долговязость формы. «Тульские князьки» — так прозвали фигурки в народе, изображают изящных дам и таких же элегантных и стройных кавалеров. Они покрыты белилами полностью и по белому фону нанесён не яркий и не пёстрый рисунок. Какое-то время фигурки были очень популярны, пользовались спросом. Но времена менялись, угас промысел, отпала надобность в сувенирах и ремесло почти забылось. Давно уже нет в Туле этих слобод — Малые и Большие Гончары. Лишь в названиях улиц на окраине города запечатлелась историческая память о славном прошлом этих мест.
Ответ на задание выкладывать в этой теме не позднее 18-00 по Московскому времени 16 марта 2023 года.
1. Гуслицы — местность на востоке Подмосковья, в который входит около 60 населённых пунктов. Прежде входил в состав Богородского уезда Московской губернии. Ныне — южная часть Орехово-Зуевского района Московской области, ряд селений (Чёлохово, Панкратовская, Горшково, Гридино, Шувое и Нареево) входят в состав Егорьевского района. Гуслицкие певчие книги, в которых тщательно сохранялась традиция древнерусских, так называемых «крюковых» нот, расходились по всей стране. Их популярности способствовала не только грамотность гуслицких писцов и сохранение пения «по крюкам», но и нарядное оформление: богатый орнамент с народной яркостью палитры — красного, зеленого, синего и золотого цветов. Помимо орнамента, гуслицкие книги нередко украшались и многочисленными яркими миниатюрами. В начале XX в., примерно с 1908 г., начинается печатное издание певческих книг большими тиражами. Печатные книги были, конечно, дешевле рукописных. Переписчикам приходится переживать трудные времена. Сокращается спрос на певческие рукописи. Многие переписчики лишаются заказов и средств к существованию. После 1917 г. издание певческих книг прекратилось. Эти "нехорошие издатели" загубили целый промысел, существовавший более 200 лет. Но и переписка их уже не могла наладиться. Известны лишь несколько рукописей, написанных в 20-е годы гуслицкими выходцами при Рогожском кладбище в Москве. За более поздние годы можно отметить лишь имена двух-трех переписчиков энтузиастов. Но у поздних переписчиков не было тех привычных и опробованных долголетним опытом необходимых принадлежностей рукописного промысла. Ватманская бумага и тушь, незаменимые для чертежных работ, мало подходят для изготовления певческих рукописей. Элементы гуслицкого письма, несмотря даже на тщательное их выполнение, при таком необычном исполнении очень уступают традиционным образцам..
2. Дорогобуж – один из древнейших городов Смоленского края. Он был основан смоленским князем Ростиславом в середине XII века. Остатки льняных тканей IX века, найденных в Смоленской области, свидетельствуют о том, что ткачеством занимались здесь с древности. «Русским шелком» называют за границей и льноволокно, и разнообразные изделия из него за их прочность и красоту. Самое удивительное свойство льняных тканей состоит в том, что из-за наличия в них значительного количества кремнезема они не подвергаются быстрому гниению, к тому же обладают антибактериальными свойствами. Так и повелось в народе считать льняные скатерти, полотенца символом верности, чистоты, уюта и благополучия. Дорогобуж славился в России своим пеньковым производством, поэтому в 1730 г. при утверждении герба на знамени Дорогобужского полка на нем были изображены три бунта (связки) пеньки. Это изображение было повторено и в городском гербе (1780 г.): “В щите красном с серебром три бунта пеньки”. Что такое пенька, сегодня, многие уже и не знают, поэтому есть смысл напомнить, что пенька это грубое лубяное волокно, получаемое из стеблей конопли. Из пеньки делают канаты, веревки, шпагат и т.п. На пеньку был большой спрос не только на рынках русских городов, ее охотно покупали европейские купцы. Вывоз пеньки заграницу происходил двумя путями через Архангельск и Нарву – во Фландрию, Голландию и Испанию. В 1961 году Конвенция ООН под давлением американских промышленников и не очень дальновидных политиков объявила коноплю наркотиком, СССР тоже ратифицировал эту конвенцию. Правительство ужесточило регламенты промышленного возделывания культуры, и её посевные площади стали стремительно сокращаться. Результатом всей этой политики начиная с 1987 года стало то, что посевные площади, сократились до 2000 га к 2011 году. Давайте сравним: 1928 год – 966 тысяч га, а 2011 год – 2 тысячи га !!!! Лишь с 2002 года началось финансирование работ по селекции безнаркотических сортов конопли, то есть конопли с содержанием ТГК менее 0,1%. Такие работы на самом деле шли с 1973 года, просто они не финансировались никак. Конопля - это наше будущее в разных областях. Это целлюлоза, биопластик, альтернативное топливо, одежда, продукты питания, строительство, лекарства и миллионы рабочих мест.
3. Традиционное эстонское ремесло Местные жители изготавливали красивую одежду, рабочие инструменты, текстиль, и другие полезные для развлечений и быта вещи. Связанные своими руками свитеры, шапки и носки являются особенностью Эстонии. Эстонское культурное наследие берет начало с древних времен, когда вещи, инструменты, обувь, утварь и игрушки делали своими руками. Уже тогда эстонские мастера народного ремесла были популярны благодаря своим умениями. Кардиганы, шерстяные свитеры, варежки и носки имели каждый свой рисунок и у каждой уезда был свой индивидуальный рисунок. Материал для юбок с разноцветными полосками изготавливался из текстильных нитей, которые красили растительными красками, в то время как блузки делались из льняной ткани, на которой потом вышивали. К сожалению сегодня, культурное наследие теряется из-за давления глобализации. Чтобы спасти ремесло, мастер должен быть честен и следовать надежным правилам. Помимо навыков ремесла, человек также должен овладеть канонами хорошего вкуса и секретной мудростью.
4. Лубок. Лубки появились в России в XVII веке и быстро стали популярны у крестьян и городских сословий из-за многообразия тем. Они заменяли иконы, книги и газеты и даже украшали интерьер. Первые лубки были черно-белыми, их печатали на недорогом материале серого цвета. Но уже в XVII веке появились печатные мастерские. Спустя столетие император Петр I основал в Москве гравировальную палату там работали лучшие художники, которые обучались в Европе. На смену деревянным доскам пришли медные пластины: на металл так же наносили рисунок, процарапывали специальными инструментами, покрывали краской и делали оттиски. Отпечатанные заготовки отвозили в артели в подмосковных деревнях, где их за небольшую плату раскрашивали женщины и дети, используя всего четыре цвета. Часто работу выполняли небрежно, но покупатели ценили яркие картинки за юмор, а не за качество исполнения. Картинки для крестьян становились источником новостей и знаний: они стоили дешево и заменяли газеты. Их смысл был понятен даже неграмотным, хотя картинки и сопровождались текстом назидательным или шутливым. Состоятельные купцы покупали нравоучительные и воспитательные листы о добродетелях и семейной жизни, а у крестьян пользовались популярностью лубки о беспутных детях, которые уехали в город и промотали там деньги. В картинках осуждали пьянство, разгульную жизнь, супружескую неверность, восхваляли традиционные ценности и героизм русских воинов. В России лубки были популярны до начала XX века. В 1918 году, когда печатное дело стало государственным, их прекратили издавать.
5. Уральский сундук. Сундучный промысел Невьянска — один из самым известных на Урале и за его пределами. Время его зарождения принято относить к XVIII веку. Сундуки встречались не только в домах заводских рабочих и жителей Центральной России, Средней Волги и Урала, но и в жилищах кочевников Азии. Уральский сундучный промысел распространял свое влияние на сибирские территории. Наряду с художественными принципами переносились технологии, в т.ч. «морожение» жести. Это большие прямоугольные ящики, покрытые ярко окрашенными листами жести. На каждой стороне находятся большие квадраты, которые в свою очередь разбиты на более мелкие. Они окрашены в разные цвета, чаще всего белый, красный, синий и зеленый. Иногда в центре больших квадратов встречаются крупные трафаретные изображения ветвей с листьями. Углы сундуков обиты полосами с трафаретными узорами. Последние состоят из простейших геометрических и растительных мотивов. После революции 1917 года в некоторых местностях на базе частных сундучных заведений были организованы артели. Многие из них существовали длительное время и позднее были реорганизованы в мебельные фабрики. В уральских деревнях до сих пор бытует несколько видов сундуков, делавшихся в 1940—50-е годы в артели «Заря». На некоторых обнаружены бумажные наклейки и чернильные штемпели с названием организации и временем производства. Пережив расцвет во второй половине XIX века, уральское сундучное производство в первой половине следующего столетия постепенно прекратило свое существование. Однако в Невьянске оно было известно до середины 1960-х годов. Со временем сундуки были вытеснены другими видами мебели.
6. Лозоплетение. Очагами народных художественных промыслов в Царицыне были казачьи и немецкие поселения. Немецкие мастера принесли на нашу землю такой промысел, как лозоплетение. Еще в дореволюционной России они плели корзины и мебель. Из прутьев, веток лозы, рогоза и даже кукурузы умельцы легко изготавливали великое множество полезных и красивых вещей - от грибных лукошек до ажурных изгородей, детских колыбелей, клеток птиц, нехитрой мебели. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы. Чаще всего плели из ивы. Прутья (лоза) ивы отличаются продольной прочностью, гибкостью, способностью делиться на длинные шины, плети и ленты. Хранили прутья окоренные (то есть очищенные от коры) в закрытом, влажном, не очень холодном помещении. Если в летнее время казаки обрабатывали землю, то в холодное время занимались таким прибыльным ремеслом, как плетение. В исходном материале никогда недостатка не было. В 80-х годах в нашей стране стал проявляться интерес к народному творчеству, предметам декоративно-прикладного искусства, изготовленным из природных, натуральных материалов. Мужчины мастерили плетеную дачную мебель, женщины из соломки делали настенные панно, из лозы плели вазочки, хлебницы, сухарницы. Изделия женщин были красивы и изысканны, мужчин - прочны и долговечны. Современная действительность вносит свои коррективы. О чем сожалеют мастера больше всего — вместе с ними канут в лету секреты исконно русских промыслов. Учеников-то у них практически и нет. “Когда торговал на рынке корзинами, ко мне частенько подходил молодой человек. Очень просил, чтобы я и его научил плести. Я объяснял, показывал. А как парень узнал, что за корзинку больше ___ рублей не выручишь, остыл к этому занятию. Для кого-то эта сумма покажется внушительной, но только не для того, кто своими руками заготовил лозу, потом ее очистил, а потом еще несколько дней потратил на плетение корзины”.
Сообщение отредактировал lualexa - Четверг, 16.03.2023, 16:15
Село Ведное в старину считалось селом людным, зажиточным, даже богатым по сравнению с окрестными деревнями. Жители были мастерами на все руки: мужчины делали кадушки и бочки, изготавливали решета, а зимой плели соломенные маты на продажу. Славились еще село и столярами, которые делали резные наличники.
Настоящую известность селу принесли местные женщины, их умелые руки. Изделия ведновских мастериц славились в округе: их охотно раскупали на ярмарках и базарах. Поэтому женщины часто вышивали на продажу, что приносило семье ощутимый доход. Постепенно рукоделие распространилось на соседние деревни. В 1928 году Наталья Никитична Щепоткина, женщина энергичная, предприимчивая уговорила пятерых односельчанок создать кустарную мастерскую. Председателем артели избрали Наталью Никитичну, которая взяла на себя обязанности счетовода, экспедитора и продавца. Она ездила на базар торговать готовыми изделиями, закупала нитки и полотно. Первое время мастерицы работали на дому. В избах собирались по нескольку человек, частенько рядом с матерью усаживались дочери. Во время коллективизации и раскулачивания богатых жителей деревни, владеющих торговыми лавками и добротными домами, часть зданий перешло во владение артели «Красные вышивальщицы». К началу 1950-х годов артель в Ведном располагалась в пяти зданиях, разбросанных по всему селу. Открылись филиалы артели в Кушалине и Найденове. В послевоенные годы работами мастериц заинтересовались в областном центре и даже в Москве. В то время существовало объединение «Культсоюз». Оттуда стали приезжать художники, привозить эскизы и образцы вышивок. Готовили мастерицы еще и особые работы для выставок. В 1948 году по рисункам московских художников лучшие вышивальщицы изготовили панно «Юные садоводы» и «Кремль», хранящиеся ныне в Музее народного искусства в Москве. В начале 60-х годов в фабричные цеха пришла механизация, появились электрические машинки, позволившие в несколько раз увеличить производительность труда, но при этом сократилось число рабочих, занятых уникальной ручной вышивкой. Началось поточное производство. Мастерицы начали осваивать машинную вышивку. Расширился ассортимент изделий, украшенных строчевой вышивкой (одежда), в вышивку вводилась цветная нить, использовались более сложные виды мережек. Со временем фабрика вошла в объединение «Калининские узоры», превратившись в филиал, а за тем и просто в Ведновский цех объединения. В 1960 году фабрика завоевала призовое место и удостоилась диплома 2 степени за отличное качество высокохудожественных изделий на Республиканской выставке в Москве. Местная вышивка экспонировалась на ВДНХ СССР, в Канаде и Японии. Умирание народного промысла из года в год шло все быстрее. Молодежь вышивать не училась, а ветераны один за другим уходили на пенсию. Перестройка и экономический кризис в 1990-е годы повлекли за собой спад производства. Объединение «Тверские узоры» стало избавляться от ставших ненужными филиалов, сократилось число работающих до минимума, отправились на заслуженный отдых пенсионеры (а это самые умелые вышивальщицы). Затем возникли перебои с сырьем.
В 1994 году фабрика закрылась.
ВЫШИВКА
Ведновская строчка — вид русского народного художественного промысла, ручная вышивка. Отличается применением строчевых приемов вышивки. Основной цвет вышивки — белый по белому, поздние образцы иногда с цветной обводной нитью.
Изделия, украшенные белой строчкой: полотенца, покрывала, подзоры, детские простынки-уголки, занавески для окон, скатерти, дорожки, салфетки, детали одежды. Процесс изготовления изделий достаточно трудоёмок и требует много времени, нагрузки на зрение. Ведновская строчка представляет собой счётную вышивку, много изделий выполнено по «сетке».
Отличительная особенность ведновской строчки — её простота. Модулем построения рисунка служит квадратная ячейка сетки. Строчевая сетка делается обычно крупной: 4 клетки в 1 квадратном сантиметре. На ней располагаются геометрические мотивы простых, как в старинной вышивке, очертаний. Часто в строчевую вышивку перерабатывались узоры, предназначенные для вышивки крестом. Основные узоры — птицы, розы, виноград, цветы, а также геометрические элементы. Ведущими мотивами являются ромб и цветочная розетка. Основные виды швов — «настил», «воздушная петля», «штопка», различные виды мережки («столбик», «жучок», «снопик»). Как правило, тверские мастерицы не прокладывали в сетке дополнительных диагональных нитей (в этом отличие от крестецкой строчки или горьковского гипюра). В ведновской строчевой вышивке наиболее часто используется шов «настил», заполняющий строчевые клетки основы в одном направлении. Помимо плотного настила применяются и просвечивающие швы: «воздушная петля» и «штопка». Неповторимая красота этой вышивки достигается игрой света в пределах одного, белого, цвета: от плотных до полупрозрачных элементов.
Изготовление включает в себя четыре операции: 1) «держка» — выдергивание вручную нити основы и утка по счёту, чтобы образовалась соответствующего размера сетка; 2) обвивка — укрепление ниткой разреженной структуры полотна; 3) выполнение узора; 4) Обработка краев сетки гладьевым валиком или петельным швом и вырезание зубчатого края.
Сообщение отредактировал nadin78 - Четверг, 16.03.2023, 16:48
Башкирия – единственное место на земном шаре, где до сих пор добывают дикий лесной мёд по всем правилам
С древнейших времен сбор дикого меда на Руси являлся одним из столпов ее экономики. Во-первых, этот природный продукт охотно покупали за рубежом. Во-вторых, его удивительные потребительские качества позволяли использовать мед не только для лечения болезней, но и для изготовления самых разнообразных напитков (от обычных до алкогольных). Наконец, в-третьих, бортничество помогало выжить даже беднейшим слоям населения – ведь содержание в меде всех необходимых организму витаминов, минералов и аминокислот полностью покрывало их недостаток в скудной крестьянской пище.
В настоящее время наиболее известными регионами, где по-прежнему распространено бортничество, являются, прежде всего, лесистые территории Башкирии, предгорья Урала и Карпат, а за рубежом – лесные массивы Канады, Индии и Филиппин.
Дикие пчелы совсем не похожи на своих «пасечных» сородичей. За жизнь и сохранение меда им приходится бороться постоянно, и потому они выносливее, трудолюбивее и агрессивнее. Наглядный пример того, на что способен рой этих разозленных летающих насекомых, красочно описал Редьярд Киплинг в своей книге о Маугли. И потому бортничество продолжает оставаться довольно опасным занятием.
К сожалению, медоносные соты из борти, как из улья на пасеке, не извлечешь. И потому после сбора дикого меда рой остается ни с чем, а маленьким труженицам приходиться начинать все с начала.
Чем же является (и продолжает считаться и поныне) знаменитое бортничество?
Это – древнейший способ добычи дикого меда из «бортей», или выдолбленных в дереве выемках, имитирующих естественные дупла.
В такое «дупло» пчелы поселялись обязательно – поскольку создание бортей в молодых и живых деревьях давало им преимущество перед естественными выемками, созданными самой природой в старых и умирающих деревьях. Кроме того, опытные бортники знали, как привлечь пчелиную семью дополнительными способами. Так, в борть клали кусочки сот, натирали их изнутри пахучими травами, а также обустраивали эти «дома» поближе к опушкам леса – чтобы медоносные поля и луга оказывались совсем рядом.
Средняя высота расположения искусственного «дупла» обычно была не меньше 6-8 метров, а само дерево подбиралось мощное, от 2-3 метров в обхвате у земли и до 1 метра в обхвате в месте организации борти. Такой выбор надежно защищал пчел от наземных животных, а потому и мед, создаваемый насекомыми, оказывался гуще и слаще.
Если выход с одного хорошего улья – около 50 кг, то с борти сбор обычно ограничивается 3-5 кг (реже – до 10-12 кг). Больше получить просто не удастся, но недостаток количества компенсируется качеством.
Чем же так хорош дикий мед?
Прежде всего – количеством видов медоносных растений, которые послужили для него источником пыльцы. Таковых в одном и том же бортевом меде может набраться до сотни – прежде всего терновника, акации, шиповника, мяты, иван-чая, дягиля, боярышника, фацелии, чабреца и других.
Лесные пчелы менее прихотливы к погоде – и гораздо чаще, чем пасечные, трудятся над сбором пыльцы даже в дождливые и холодные дни. И все же, из-за вырубки лесов, ареал их распространения становится все меньше. И потому настоящий дикий мед – уникальный своим ароматом, цветом, густотой и вкусом – продукт элитный.
На вкус дикий мед может сильно отличаться в зависимости от региона, но определенные особенности у него есть. К таковым относятся:
темный, насыщенный коричневый цвет продукта; тонкий, пряный аромат с восковыми нотками; очень приятный и необычный, сладковато-терпкий вкус (сахаристость превышает 91%, в том числе 90,6% приходится на редуцирующие сахара и фруктозу, и 0,7% - на сахарозу); высокая вязкость (дикий мед собирается не раньше августа, поэтому влаги в нем очень мало, не более 15,5 – 16%); концентрированность по дистазному числу Готье максимальна, и приближается к 50 единицам). Натуральность такого меда легко проверить – при взбалтывании в нем не образуются пузырьки, а стекает он тонкой, но непрерывной, медленной струйкой.
Состав дикого меда
В диком меде больше, в сравнении с пасечным, биологически активных веществ, витаминов и минералов. Особенно богат он: - витаминами В1, В2, В3, В6, В12, С, К и Е; - микроэлементами йодом, цинком, медью, железом, кальцием, фтором и марганцем. При этом усваивается этот комплекс почти на 100%, в то время как у лучших искусственных препаратов схожего состава усвояемость в 20-30 раз меньше.
Наконец, бортевой мед представляет собой смесь всех естественных продуктов пчеловодства – помимо, собственно, меда, включая в себя значительный процент: - перги; - пчелиного молочка; - забруса; - воска; - трутневого расплода; - пыльцы; - пчелиного яда. Особо ценится дикий мед, собираемый с редких и ценных горных растений – например, таежного сибирского можжевельника или некоторых карпатских трав.
Полезные свойства
Дикий, природный мед специалисты относят к классу так называемых «платиновых» сортов – из-за его необычного состава. Поскольку в бортях нет разделения сот на перговые и медовые, мед, извлекаемый из них, богат прополисом, воском, пыльцой, и даже расплодом самих насекомых. В результате в нем содержатся все 20 незаменимых аминокислот, а также легко усваиваемые белки.
По тем же причинам нет двух абсолютно одинаковых по составу консистенций меда, если они были получены из разных бортей – иначе говоря, каждая партия его уникальна.
Дикий, и особенно горный мед, славится:
- богатейшим набором антиоксидантов; - противоопухолевыми, противовоспалительными и общеукрепляющими свойствами; - умеренным желчегонным и мочегонным эффектом; - успокоительными качествами.
Мед – единственный на планете натуральный продукт, вообще не подверженный порче. Причина этого – в наличии в его составе веществ, убивающих все виды микробов. Несмотря на высокую терпкость, он не раздражает пищеварительную систему и широко используется в народной медицине.
Бортевой мед благотворно влияет на обмен веществ (чему способствует примесь в нем маточного молочка) и улучшает аппетит. Врачи рекомендуют употреблять по утрам чайную ложку меда, растворенную в стакане чуть теплой воды.
Это интересно: в пищевой промышленности дикий мед не используется – в первую очередь из-за его высокой стоимости.
Противопоказания
Несмотря на впечатляющий букет полезных и даже лечебных свойств, противопоказания к употреблению бортевого меда все же существуют. Таковыми являются:
- индивидуальная непереносимость продуктов пчеловодства; - аллергия на пыльцу растений; - возраст ребенка до 2-х лет. С осторожностью, и только после консультации с врачом, продукт допускается к употреблению:
беременными женщинами и кормящими мамочками; при сахарном диабете.
Условия хранения
Дикий мед практически не впитывает влагу из окружающей среды и никогда не портится. Но оптимальные условия для его хранения существуют:
посуда – предпочтительно стеклянная (металл и тем более пластик не рекомендуется); место хранения – погреб, кладовая или иное сухое, прохладное и темное место с температурой от +6° до +8° (но не более +35° и не менее –30°). В противном случае некоторые полезные свойства меда будут теряться.
Что лечат диким медом?
Спектр заболеваний, при которых помогает прием дикого меда, более чем впечатляет. В числе самых известных следует назвать:
ревматизм, остеохондроз, остеопороз, артрит и прочие болезни суставов; цистит и прочие заболевания мочеполовой системы; заболевания ЖКТ, в т.ч. гастриты и язвы при пониженной кислотности; сердечные заболевания; риниты, бронхиты и прочие ОРЗ; головные боли различной этиологии, в т.ч. мигрени; атеросклероз и анемия.
Рекомендуется бортевой мед и в профилактических целях (широко известен тот факт, что люди, регулярно употребляющие хотя бы по 10-15 грамм в сутки этого продукта, болеют в 3-5 раз реже, чем те, в чей рацион дикий мед не входит).
Башкирский бортевой мёд
В России наиболее известен и популярен дикий мед пчелиного заповедника «Шулган-Таш» (в настоящий момент – единственный в мире, где официально практикуется массовый бортевой промысел). Бурзянская порода пчел, занесенная в Красную Книгу и собирающая нектар на этой уникальной территории – обладательница многочисленных международных наград на протяжении вот уже более полувека.
Мед, полученный из бортей заповедника – всегда желанный гость на специализированных выставках десятков стран мира. И он же входит в обязательный рацион российских космонавтов в период нахождения их на орбите, а также завтраки школьников в Японии (в стране Восходящего Солнца считают, что это активизирует умственную деятельность подростков).
Мед Башкирии не совсем традиционен для дикого меда – его цвет не коричневый (как у карпатских разновидностей), а, скорее, золотисто-желтый. В нем чуть больше влаги (до 19%) и меньше сахаров (около 82%), зато очень высока доля биологически активных веществ и уникальных микроэлементов.
Текстильное фабричное производство зародилось в этих краях в конце XVIII века. В период 1769-1774 годы в Зуеве имелось 6 фабричных заведений, а к 1797 году их количество увеличилось до девяти. В 1797 году крепостной крестьянин помещика Рюмина Савва Морозов открыл свое первое предприятие в селе Зуево - мастерскую по производству шелковых лент. Первая фабрика мало чем отличалась от домашней светелки. За ручными станками сидел сам Савва и члены его семьи, а также несколько наемных работников. Несколько лет Савва Морозов самолично носил из Зуева в Москву в котомке за спиной свои ажурные изделия и продавал их богатым помещикам. Благодаря мастерству и деловой хватке предпринимателя, его производство стало приносить солидный доход, и в 1820 году Савва Морозов откупился со своей семьей у помещика Рюмина на волю. И в начале 1830-х годов он перевёл его на противоположный, правый берег Клязьмы, на земли близь Ореховского погоста, где выстроил сначала красильную, затем бумагопрядильную и шерстоткацкую фабрики. Вскоре рядом с отцовскими предприятиями его сын Елисей построил собственную красильную фабрику. В честь пуска и освящения фабрик в 1830 году, случившегося в день Св.Николая Чудотворца, местечко получило название Никольское. В 50-е годы XIX века Морозовы владели бумагопрядильной, тремя ткацкими, отбельно-красильной и суконной фабриками. Все они находились в местечке Никольское - вотчине промышленников. В 1860 году Савва Васильевич Морозов образовал Торговый дом "Савва Морозов с сыновьями". С установкой железнодорожного сообщения Морозовы открыли торговые конторы, магазины розничной и оптовой торговли во всех крупных городах России, а также в Иране, Монголии и Китае. В 1873 году младший сын Тимофей Саввич преобразовал Торговый дом в паевое "Товарищество Никольской мануфактуры Саввы Морозова сын и К°". К тому времени предприятие состояло из 4-х отделений - бумагопрядильного, ткацкого, красильного и отделочного, на которых работало около 10 тысяч человек. Прекрасный ассортимент, дешевизна и добротность тканей обеспечивали большой спрос на них разнообразных слоев населения.
Ещё один вид ушедшего искусства
Ещё славен город тем, что банда фальшивомонетчиков в конце 70-х годов действовала в Орехово-Зуевском районе. В целях быстрого обогащения они поставили на поток “производство” царских золотых монет. Как говорится, недолго музыка играла... Накануне открытия Олимпиады-80 в Москве милиция в столичной области вышла на след местного крупнейшего “золотого прииска”. Удачливым подмосковным старателям не приходилось промывать горы песка вожделенных желтых крупиц граммовых самородков ради. А золото в их руки... текло литрами.
В селе Макаров Яр (с 1951 года село носит название Пархоменко) гончарство зародилось в начале XIX века. На протяжении первой половины XIX века происходило стремительное развитие промысла, который удовлетворял потребности жителей села и прилегающих поселений. Становление местного гончарства происходило под влиянием производственных традиций мастеров из соседних Полтавской и Харьковской губерний. Земельная реформа 1861 года способствовала возрастанию роли гончарства в социально-экономическом развитии региона. Быстрыми темпами промысел развивался до 1915 года. Вторая половина 1910-х годов примечательна стагнацией промысла, обусловленной негативными факторами экономического и политического характера, которая во второй половине 1920-х годов перешла в период постепенного упадка гончарства, который длился до конца 1950-х годов. В обиходе макарово-яровских мастеров были глиняные изделия, которые по форме и функциональному назначению почти не отличались от распространенных на территории левобережной Украины. Ассортимент глиняных изделий был достаточно широким. Наибольшую его вариативность зафиксировано в первые десятилетия ХХ века. В конце 1920-х годов, под влиянием изменений в бытовых условиях жизни населения, падения спроса на традиционные формы посуды, а также под натиском изделий фабрично-заводской промышленности ассортимент местной гончарной продукции начал сокращаться. Только в послевоенные годы, во время временного расцвета промысла ассортимент глиняных изделий немного возрастал. В последние несколько десятков лет гончарный промысел не пользуется популярностью, за исключением, возможно, музея в Опошне (Полтавская область). Из нескольких сотен гончарных центров, которые действовали в Украине в конце XIX – начале ХХ века, до сегодняшнего дня сохранились единицы.
Казань Канитель и филигрань. Утраченные уникальные промыслы
Среди предков татар было много ремесленников. Мастера жили практически в каждой деревне. Были и те, чьи изделия были на вес золота. Таких умельцев знали далеко за пределами села. Увы, многие виды ремёсел предки татар растеряли ещё до революции 1917 года. К началу XX века перестали ткать ковры и сложные узорные полотна, исчезла резьба по камню и некоторые ювелирные промыслы. Лишь в некоторых деревнях мастера продолжали вышивать золотом на головных уборах - тюбетейках и калфаках, валять изделия из войлока, плести кружева. Дольше всех «продержались» резьба по дереву, простое узорное ткачество, вышивка, чернение по серебру, изготовление кожаной мозаичной обуви. В 1920-х годах татарские мастера-ремесленники объединились в артели. По ним можно проследить географию бытования народных промыслов на территории республики. Золотное шитьё – Казань. Кожаная мозаика – Казань. Вышивка – Казань, Кукморский район, Чистополь. Узорная обувь – Казань, Арский, Лаишевский, Пестречинский, Дубъязский (ныне Высокогорский) районы. Ткачество – Мензелинск, Набережно-Челнинский (Сармановский), Алексеевский, Лаишевский районы. Войлочное ковроделие – Дубъязы (Высокогорский район). Резьба по дереву – Сабинский, Мамадышский районы. Кружевоплетение – Рыбная Слобода. Ювелирный промысел – Казань, Рыбная Слобода. Художественный металл – Арск. Керамика – Лаишевский район. В настоящее время истинных ремёсел не существует.
Череповец
Утраченные ремесла. Главным образом, берестоплетение, роспись по дереву, ручное ткачество. По архивным данным, основными промысловыми занятиями были деревообработка, судостроение, кузнечное дело, сапожный и шерстоваляльный промыслы, кружевоплетение, извоз и охотничество. Но отдельно в этом списке стоит шекснинская золоченка и домшинское берестоплетение. В настоящее время их не существует.
Череповец и его ближайшая округа территориально относились к древнему району Белозерья, До прихода на территорию края древнерусских переселенцев местное население занималось выплавкой металла и его обработкой на протяжении столетий. Истоки железоделательного и кузнечного ремесла уходят в эпоху раннего железного века. Древняя металлургия развивалась там, где имелось сырье - железная руда и топливо. В качестве топлива средневековые мастера Белозерья использовали древесный уголь. Для его получения углежог выкапывал яму, помещал туда дрова, в основном хвойных пород, затем сверху покрывал их дерном, оставляя несколько отверстий для доступа воздуха. Через одно из них дрова поджигали. Когда температура в яме поднималась, отверстия закрывали. Под воздействием высокой температуры дрова обугливались, при этом значительно сокращался их объем и вес, но энергетическая ценность сохранялась. Полученный таким образом древесный уголь использовался в сыродутных печах. В 10-14 веках территория среднего течения реки Шексны была известна богатыми залежами болотной руды с невысоким содержанием железа, значительные выходы которой до сих пор встречаются в верховьях реки Андоги,. В огромных количествах сырье добывалось и перерабатывалось в районе современного села Улома. О технике добычи болотной руды на территории края дают представление этнографические материалы академика В. М. Севергина за 1803 год: "Железные руды находятся в уездах... Череповецком и Кирилловском. Руда сия есть железная земля красноватого цвета, промышленники познают оную по ржавой воде, выступающей на поверхность болот. Тамошние жители судят о доброте руды по роду деревьев, на оной растущих, под березняком и осинником почитают лучшею... Руда лежит под черноземом на аршин глубиною, промышленники копают ямки и узнают доброту руды по цвету и тяжести, а найдя таковую, снимают верхний слой, затем вырывают железную землю, складывают на сухие места кучами и оставляют месяца на два проветривать и просыхать"[2]. Наличие удобных водных путей - рек Шексны, Кондаши, Большого Юга и других - способствовало доставке сырья к производственным центрам. Значительная часть руды в Белозерье перерабатывалась в сельских железоплавильных центрах. Важное место в производстве железа занимала сыродутная печь - домница. При археологических раскопках исследователи находят наземные печи в разрушенном состоянии. При такой сохранности восстановить их внешний облик можно только по описаниям XVIII- XIX веков. В наиболее распространенном варианте домница представляла собой сооружение высотой 0,8-1,2 метра с внутренним диаметром 0,6-0,8 метра. Сыродутная печь ставилась на основание из булыжных камней, стенки возводились из камней или сбивались из глины на деревянном каркасе. Аналогичные печи изучены археологами в древнем Белозерье и на поселении IX-Х веков Крутик (Кирилловский район). На правом берегу реки Шексны, примерно в 20 километрах от Череповца, до образования Рыбинского водохранилища находилось старинное село Кондаша. В настоящее время поселение размыто водами водохранилища. Отмель на месте некогда существовавшего села завалена шлаками, обломками криц, кузнечным инструментарием, железными поделками. По обнаруженному материалу - фрагментам глиняной посуды с волнистым орнаментом - можно предположить, что поселение Кондаша существовало длительное время начиная с XIII века. На отмели были обнаружены фундаменты четырех домниц. Они представляли собой развалы камней овальной формы размером 1,7х1,2 метра. К сожалению, наземный вид этих сооружений реконструировать невозможно, но данный факт свидетельствует о наличии железоплавильного производства в доменных печах наземного типа в Череповецком крае и в эпоху позднего средневековья.
Первомайский
Время меняет не только облик Харькова, но и профессиональный состав его жителей. Сейчас среди трудящихся практически не встретишь коцарей. А в прежиние времена их в городе была целая улица, так и названная – Коцарская. Здесь зародилось и в XVIII-XIX веках процветало уникальное производство знаменитых харьковских коцев.
Коц — это особый вид ковра ручной работы с длинным наклонным ворсом.Известный харьковский фольклорист, этнограф, литературовед и историк Николай Сумцов в своей книге “Слобожане” приводит интересные факты об этом ремесле:
“На Слобожанщине, особенно в Харькове, процветало коцарство — изготовление ковров из местной шерсти с красками местных расцветок. Сам ворс для таких ковров раньше окрашивали натуральными красителями. Для красного цвета, например, использовали марену красильную, для желтого — ромашку или резеду, а коричневый получали из дубовой коры или ореховой кожуры. В конце XVIII столетия коцы тысячами шли в Великороссию и за границу. Более всего коцарством занимались в самом Харькове. От сего ремесла произошло название улицы Коцарской”. фрагменты сшивали. Харьковские же коцы изготавливали изначально широкими (например, трехметровыми) и ткали их одним полотном. Ткачеством одного ковра занимались сразу несколько мастеров, которые работали за одним большим станком. Это требовало высокого уровня мастерства, зато ковры делались быстро. Коллективное изготовление ковров говорит о том, что харьковское коцарство было не этнографическим искусством, как, например, вышивка, которой занимались лишь в периоды сельскохозяйственного межсезонья, а мануфактурным производством. Как оказалось, не только техника изготовления, но и орнаменты у узбекского джульхирса и нашего коца совпадают. Хитросплетений мелких рисунков на коцах не увидишь. Как правило, на харьковском коце изображали ромбы. Аналогичная геометрическая символика и цветовая гамма на узбекских и казахских коврах означа.т пожелания достатка, богатства и благополучия. Именно поэтому коц играл немаловажную роль в слобожанских свадебных обрядах. Удивительно, но, когда и коцарство, и исконно слобожанские традиции были забыты и искажены, обязательное дарение ковра на свадьбу прочно держалось до конца XX столетия и настенный ковер считался признаком благополучия и достатка. Точно так же, как и коцы, которые никогда не лежали на полу.
Ответы засчитываются у: Команды № 1 "Миелофон"; Команды № 2 "ФлайЛеди"; Команда № 4 "С.О.В." Эти команды получают от Минэко Ивасаки Изобутилен и Диметиловый эфир.
Ответ Команды № 3 не принимается, т.к. судя по изложенному рассказу, а также информации в сети интернет и ассортименту ярмарок Башкирский дикий мёд достаточно популярен и не является редким или исчезающим
На своей родине команды встречает Кэри-Хироюки Тагава – актер, преимущественно известный благодаря ролям отрицательных персонажей в боевиках, в числе которых Шан Цзун во франшизе Mortal Kombat и Хэйхати Мисима во франшизе Tekken.
Задание: Разгадать сканворд на тему боевых искусств (их там 10).
Ответ на задание отправлять в ЛС ведущему не позднее 18-00 по Московскому времени 18 марта 2023 года.
За полностью разгаданный сканворд Кэри-Хироюки Тагава наградит команды книгами (стоимость каждой 50 монет).
Ответ Команды № 3 не принимается, т.к. судя по изложенному рассказу, а также информации в сети интернет и ассортименту ярмарок Башкирский дикий мёд достаточно популярен и не является редким или исчезающим
Если вникнуть в тему, то 1) В настоящее время дикая медоносная пчела стала обитательницей Красной Книги. 2) Если дикая пчела исчезнет совсем, то и бортничество исчезнет вместе с нею. 3) самих умельцев бортников в Башкирии осталось наперечет, навык передется от отца к сыну. И это один из редчайших ремесел в мире. Что продают на ярмарках и под какими названиями - это отделная опера. Например, "Мед женьшеневый", то есть, из цветов женьшеня - ярчайший пример обдуривания. За дикий мед спокойно выдают обычный пасековый мед.